- Главная
- Департамент по надзору и контролю в сфере образования
- Новости
- Новости Рособрнадзора: Выпускники с ОВЗ выбирают итоговую аттестацию в форме ЕГЭ
Новости Рособрнадзора: Выпускники с ОВЗ выбирают итоговую аттестацию в форме ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды предпочитают проходить государственную итоговую аттестацию после 11 класса в форме ЕГЭ, при этом они сдают экзамены не хуже своих сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Об этом рассказала начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова в ходе заседания круглого стола Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного образования дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, прошедшего в Российской академии образования.
Выпускники с ОВЗ вправе проходить государственную итоговую аттестацию (ГИА-11) в форме ЕГЭ, государственного выпускного экзамена (ГВЭ) или в смешанном формате. В ходе экзаменационной кампании 2023 года приняли участие в ГИА-11 10 858 участников с ОВЗ, из них 72% выбрали форму ЕГЭ.
Нино Бугулова отметила, что при сдаче ЕГЭ к уровню знаний выпускников предъявляются одинаковые требования, независимо от того, является ли выпускник участником с ОВЗ. При этом при проведении экзаменов для них создаются особые условия, учитывающие состояние их здоровья и особенности психофизиологического развития: увеличивается продолжительность экзаменов, организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий, при необходимости оказывается помощь ассистентами, используются необходимые для выполнения заданий технические средства, осуществляется перевод контрольных измерительных материалов (КИМ) на шрифт Брайля для участников с глубокими нарушениями зрения.
В 2023 году было организовано 655 пунктов проведения экзаменов для участников с ОВЗ на дому и 30 пунктов – в лечебных учреждениях.
Участники с ОВЗ показали результаты на уровне результатов обычных участников ЕГЭ, а по ряду предметов чуть лучше. Участники с ОВЗ в ходе экзаменационной кампании текущего года получили на ЕГЭ 109 стобалльных результатов – это больше, чем в прошлом году.
«Мы совершенствуем процедуру экзамена с учетом предложений граждан и профессиональных сообществ. При организации экзаменов мы рассматриваем каждый нестандартный случай отдельно», — отметила Нино Бугулова. Так, в 2023 году участникам с сахарным диабетом на экзаменах была обеспечена возможность постоянного контроля уровня сахара в крови, а для детей-инвалидов с трудностями восприятия речи на слух была предусмотрена печать заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ по иностранным языкам.
Начальник управления Рособрнадзора добавила, что в октябре 2023 был создан научно-методический совет ФИПИ по КИМ для участников ГИА с инвалидностью и ОВЗ под председательством директора Института коррекционной педагогики Татьяны Соловьевой. Совет рассматривает обновленные модели КИМ ГВЭ. Их публикация на сайте ФИПИ намечена на середину ноября 2023 г.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Олег Смолин поблагодарил Рособрнадзор за совместную работу. «Благодаря ей мы значительно продвинулись в части организации ЕГЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья», – сказал он.
Начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора Евгения Елисеева рассказала, что всероссийские проверочные работы (ВПР) в настоящее время проводятся в коррекционных образовательных организациях по решению образовательной организации, если созданы специальные условия для участников с ОВЗ. Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков добавил, что со следующего года может быть начато создание специального банка заданий ВПР для участников с ОВЗ.
12 коррекционных образовательных организаций также примут участие в аккредитационном мониторинге наряду со всеми образовательными организациями страны. «Дальше мы проведем с ними совещание, где подробно обсудим нюансы аккредитационных показателей, чтобы учесть специфику их деятельности к следующему аккредитационному мониторингу», – сказала Евгения Елисеева.