- Главная
- Департамент по надзору и контролю в сфере образования
- Новости
- Брифинг Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова
Брифинг Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова
Сергей Сергеевич, добрый день. Глеб Федоров, портал «Объясняем РФ».
Здравствуйте.
В образовании проходят масштабные инфраструктурные проекты. Какие есть уже успехи на этом пути и мешает ли текущая экономическая ситуация реализации?
Этот год учебный завершился по тем планам, которые были установлены Президентом. Начну с дошкольного образования. Практически ликвидирована очередь в детские сады. Мы за последние три года построили более 1000 новых детских садов, и эта ситуация на контроле. Что касается школ, то по поручению Президента до 2024 года мы должны построить 1300 школ. Уже на сегодняшний день построено 697. Здесь тоже мы идем абсолютно в графике, и те планы, которые обозначены Президентом, будут реализованы. Третий очень важный проект – это капитальный ремонт общеобразовательных учреждений. Мы за пять лет должны отремонтировать 7300 общеобразовательных объектов. Уже отобраны объекты на этот год, и ремонты начались в срок. В этом году будет отремонтировано 1400 объектов, а за два года – более 3000. Здесь тоже мы не видим каких-то сбоев или неисполнения срока. Все идет в плановом порядке. Помимо капитальных ремонтов, каждая школа получит порядка 6,5 миллиона рублей на оборудование. Сами учителя, директора школ совместно с учениками будут решать, на что потратить эти средства: закупить мебель, обновить компьютеры или какие-то другие необходимые элементы инфраструктуры образования нужны для школы. Это тоже очень важное дополнение по программе капитального ремонта. Следующее: как мы уже говорили, мы делаем акцент в том числе на сельские школы. Уже 15 000 сельских школ обеспечены соответствующим оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, других естественно-научных дисциплин, развиваются школьные «Кванториумы», и эту работу мы продолжим в следующем году. Здесь не видим серьезных проблем, наоборот, мы ориентируемся на наши отечественные разработки, и в этом году мы разработали государственную информационную систему в поддержку традиционной системы образования ФГИС «Моя школа». Это система, которая защищена, которая полностью разработана на нашем отечественном программном обеспечении, которое дает возможность учителям общаться между собой из разных регионов, общаться школьникам. Еще раз хочу подчеркнуть, что информационные технологии не заменяют традиционные системы обучения, являются дополнением. Сам учитель определяет, как использовать те или иные материалы. Еще очень важный вопрос – об этом нам пишут и говорят – по поводу учебников. Мы не отказываемся от бумажных учебников ؘ– это наш принцип. Поэтому никаких изменений с точки зрения учебников здесь не предполагается. По основным предметам все учебники в бумажном формате.
Сергей Сергеевич, еще одна буквально горячая тема – это горячие обеды. Как прошел этот год, были ли какие-то сбои?
Это очень важное поручение Президента по обеспечению бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов. Здесь также обеспечен контроль, в том числе со стороны родителей. У нас в этом году уменьшилось практически в 20 раз количество жалоб. Ориентируемся на отечественных производителей, в том числе и на молочную продукцию, мясную продукцию. От тесного взаимодействия с Министерством сельского хозяйства, с Роспотребнадзором, поэтому в основном этот проект идет также без сбоев. Все школьники начальных классов обеспечены бесплатным горячим питанием. Эту работу мы продолжим и в следующем году. У нас на портале «Госуслуги» каждый может оставить свои пожелания, вопросы, и мы в максимально оперативном режиме на эти вопросы отвечаем, реагируем на них. Максимальная открытость – успех данного проекта, чтобы было меню на сайтах школы, чтобы родители могли прийти и посмотреть качество, в том числе горячего питания. И вот такая открытость участия родителей, родительских комитетов, о чем говорил Президент нашей страны, обеспечивает нам успешную реализацию этого проекта.
Сергей Сергеевич, началась летняя оздоровительная кампания, одно из нововведений – это внедрение воспитательных программ. Как в целом проходит оздоровительная кампания и почему сейчас такое пристальное внимание уделяется воспитательной работе?
В целом оздоровительная кампания проходит достаточно успешно. Очень помогла программа детского кешбэка, которая по поручению Президента была продлена, и в этом году мы включили в эту программу не только стационарные детские лагеря, но и лагеря палаточного типа. Об этом тоже очень многие говорили. Это решение было принято, мы совместно с Роспотребнадзором, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения провели приемку всех детских лагерей, а сегодня на постоянном контроле у нас проходит вся оздоровительная кампания. Сейчас по поручению Президента готовится новая программа развития детского отдыха, мы совместно с Советом Федерации ее обсуждаем. Здесь в эту программу включилась Валентина Ивановна Матвиенко, поэтому мы надеемся, что эта программа тоже будет принята и она позволит расширить возможности детского отдыха. Что касается воспитательной работы, то действительно это очень важно всем нам. Прекрасно понимаем и значение воспитательной работы для формирования личности школьника. Нравственные ценности и любовь к малой и большой родине, уважение к взрослым, доброта, здоровый образ жизни, трудолюбие. И очень важно, чтобы эти ценности прививались со школьной скамьи, поэтому мы организовали в этом году систему воспитательной работы, в том числе которая включает и поднятие государственного флага, исполнение государственного гимна, проведение уроков «Разговоры о важном» по тем темам, которые интересуют школьников. С конца этого учебного года мы добровольно предложили школам поднимать флаг и исполнять гимн. Я хочу сказать, что многие школы, сами ребята изъявили желание. Здесь не должно, как сказал Президент, быть формализма, и сегодня мы делаем все для того, чтобы сами школьники понимали в том числе и значение государственных символов, ведь государственный флаг и государственный гимн – это в том числе история нашей страны, и в государственных символах заложены великие победы, великие достижения нашей страны, о которых должны знать школьники. Еженедельно в понедельник, перед началом учебной недели, будут проводиться занятия «Разговоры о важном», где ребята могут обсудить те вопросы, которые их интересуют, из жизни школы, региона, страны в целом.
Сергей Сергеевич, одна из целей национального проекта «Образование» – войти в топ-10 по качеству образования в мире. Удается ли нам реализовать эту цель?
Реализация национального проекта и тех задач, которые поставлены перед нами Президентом, и та поддержка, которую осуществляет и Правительство по развитию системы школьного образования, показывают свои результаты. В прошлом году мы превысили динамику по вхождению в десять стран по качеству общего образования: у нас плановый показатель должен был быть 14, а составил 13,5. В этом году у нас плановый показатель должен был быть 13,75, по предварительным расчетам, он 12,7, то есть мы на целый пункт опережаем плановые показатели. Для кого-то это может показаться незначительным, но все показатели рассчитываются на основании множественности параметров и по качеству начальной школы, и по качеству основной школы, и по качеству естественно-научного образования. Поэтому вот этот шаг и то, что мы идем с опережением, несмотря на пандемию, несмотря на те вызовы, которые стоят перед нами, говорят о том, что мы на верном пути.