- Главная
- Виртуальный педсовет
- ОМО педагогов-психологов
- Добрый день, уважаемые коллеги! Проблемы, обозначенные в качестве ключевых вопросов для обсуждения, на мой взгляд, приобрели особую актуальность в период введения ФГОС для детей с ОВЗ. В настоящее время тема толерантного отношения в образовании и проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ привлекают особое внимание специалистов и широкой общественности. Федеральные стандарты для детей с ОВЗ содержат перечень требований, которым должны соответствовать педагоги, их реализующие. Мне кажется актуальным продолжать совершенствовать систему повышения квалификации всех специалистов образовательных организаций, т.к. часто за страхом и неуверенностью в собственных силах может скрываться незнание психологических особенностей детей, за интолерантным отношением - не владение специальными методами и приемами работы. При чем, в данной ситуации, особое внимание нужно уделять не только и не столько детям, но и их родителям, которые, как правило, испытывают серьезные трудности в принятии особенностей и осознании возможностей своего ребенка. Надеюсь, подобные диалоговые площадки будут способствовать обсуждению и постепенному поиску решений, проблем, стоящих перед современным образованием.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблемы, обозначенные в качестве ключевых вопросов для обсуждения, на мой взгляд, приобрели особую актуальность в период введения ФГОС для детей с ОВЗ. В настоящее время тема толерантного отношения в образовании и проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ привлекают особое внимание специалистов и широкой общественности. Федеральные стандарты для детей с ОВЗ содержат перечень требований, которым должны соответствовать педагоги, их реализующие. Мне кажется актуальным продолжать совершенствовать систему повышения квалификации всех специалистов образовательных организаций, т.к. часто за страхом и неуверенностью в собственных силах может скрываться незнание психологических особенностей детей, за интолерантным отношением - не владение специальными методами и приемами работы. При чем, в данной ситуации, особое внимание нужно уделять не только и не столько детям, но и их родителям, которые, как правило, испытывают серьезные трудности в принятии особенностей и осознании возможностей своего ребенка. Надеюсь, подобные диалоговые площадки будут способствовать обсуждению и постепенному поиску решений, проблем, стоящих перед современным образованием.
Лазарева Н.Н., педагог-психолог СОГБОУ ЦДиК
27.07.2016
Смоленск
Вопрос:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблемы, обозначенные в качестве ключевых вопросов для обсуждения, на мой взгляд, приобрели особую актуальность в период введения ФГОС для детей с ОВЗ. В настоящее время тема толерантного отношения в образовании и проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ привлекают особое внимание специалистов и широкой общественности. Федеральные стандарты для детей с ОВЗ содержат перечень требований, которым должны соответствовать педагоги, их реализующие. Мне кажется актуальным продолжать совершенствовать систему повышения квалификации всех специалистов образовательных организаций, т.к. часто за страхом и неуверенностью в собственных силах может скрываться незнание психологических особенностей детей, за интолерантным отношением - не владение специальными методами и приемами работы. При чем, в данной ситуации, особое внимание нужно уделять не только и не столько детям, но и их родителям, которые, как правило, испытывают серьезные трудности в принятии особенностей и осознании возможностей своего ребенка. Надеюсь, подобные диалоговые площадки будут способствовать обсуждению и постепенному поиску решений, проблем, стоящих перед современным образованием.
Ответ:
Соглашусь с Вами, Наталья Николаевна, что родители детей с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке. По исследованиям Бурмистровой Е.В. 80% семей, имеющих детей с аномалиями в развитии, нуждаются в помощи. Присутствие в семье ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, сопряжено с увеличением проблем, встающих перед её членами. Многообразие трудностей выводит её в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам, тревожности, чувству стыда, страха, вины и др.
Стратегии оказания помощи таким родителям будут зависеть от уровня активности и степени самостоятельности семьи в решении проблем, встающих на её пути. Соответственно это разные категории семей.
Семьям, занимающим активную позицию по отношению к болезни ребенка, необходима в первую очередь, информационная поддержка, т.к. существует информационный вакуум.
Вторая категория родителей характеризуется отсутствием четкого понимания сложившейся ситуации в семье, некоторой растерянностью.
Особое внимание требуют семьи третьей категории. Они характеризуются отсутствием какой-либо активности и неспособностью разрешить даже самую незначительную проблему.
Необходимо учитывать характер нарушений, выявленных у ребенка. В зависимости от этого вырабатывается способ работы с этой семьей.
Поэтому, первый этап в работе с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами –диагностический, когда выявляются социально-психологические проблемы семьи, степень и характер выраженности нарушений, компесаторные механизмы и др. Второй этап –определение форм работы с семьей и основные направления по оказанию помощи. На следующем этапе работы создается коррекционный маршрут, по которому будет двигаться ребенок и семья.