- Главная
- Виртуальный педсовет
- ОМО педагогов-психологов
- На психологическом уровне толерантность как внутренняя установка и отношение личности и коллектива должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.
На психологическом уровне толерантность как внутренняя установка и отношение личности и коллектива должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.
Трифаненкова Светлана Вячеславовна
27.07.2016
Смоленск
Вопрос:
На психологическом уровне толерантность как внутренняя установка и отношение личности и коллектива должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.
Ответ:
Да, Светлана Вячеславовна, воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по
отношению к другим. Нужны необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения.
С одной стороны, специалисты (М.А.Писаревская и др.) отмечают опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, что способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как обычных членов общества.
С другой стороны, включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Но более негативное отношение к совместной деятельности разных детей проявляют взрослые, чем сами дети. Поэтому детей в «норме» и их родителей необходимо готовить к приходу детей с ОВЗ в д/с, школу. Работа должна быть направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
Важное значение имеет предупреждение возникновения психотравмирующих, стрессо- и рискогенных ситуаций в системе межличностных отношений:
• ребенок с нарушениями развития – обычные сверстники,
• родители ребенка с нарушениями развития – учитель,
• родители ребенка с нарушениями развития – родители обычных детей.
Задачами должны стать:
- изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у школьников общеобразовательных учреждений, их родителей и учителей по отношению к особым детям и детям-инвалидам;
- формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, так и со стороны самого особого ребёнка и его семьи;
- нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения особых детей, их семей;
- повышение уровня профессиональной компетентности у руководителей, педагогов, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений в области технологий и методик инклюзивного обучения.