«Современная велопарковка, бот-собеседник, исследование мемов»: какие научные проекты разработали юные смоляне
03.03.2021
25 февраля состоялся очный этап Регионального конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы. Смоленск-2021», организованный Ассоциацией «Смоленский Олимп». 85 школьников и студентов Смоленской области представили решения актуальных научных и технологических задач.
Участники продемонстрировали образцы и прототипы на семи локациях четырех площадок партнеров: Детский центр творчества в Смоленске «IT-Куб», Смоленская сельскохозяйственная академия, Смоленский филиал Московского энергетического института и лицей имени Кирилла и Мефодия. Авторы проектов рассказали о своих изобретениях, ответили на вопросы о научных возможностях разработок, перспективах их внедрения в производство, провели показательные запуски.
На конкурсе были представлены проекты по 12 направлениям: агропромышленные и биотехнологии, новые материалы, генетика, персонализированная и прогностическая медицина, нейротехнологии и природоподобные технологии, нанотехнологии, когнитивные исследования, современная энергетика, освоение Арктики и Мирового океана, космические технологии, беспилотный транспорт и логистические системы, большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение, умный город и безопасность.
Финал регионального конкурса соединил два трека: школьники и студенты, которые в течение двух недель «прокачивали» свои проекты на проектной смене «Смоленского Олимпа», и юные изобретатели, которые самостоятельно готовились к презентации своих идей.
Среди участников конкурса были юные исследователи, которые решали практические задачи из проекта «Сириус. Лето», предоставленные индустриальными партнерами-предприятиями, компаниями, ведущими научно-исследовательскими организациями Смоленского региона.
Проектная команда Даниила Мелешкина и Владислава Сидорова (физико-математический лицей при МИФИ) сконструировала в центре молодежного инновационного творчества «ЯВИР» «Современную велопарковку», первый экземпляр которой уже установлен в компании «1С: простые решения», а в будущем может стать обязательным компонентом любого подъезда.
Анастасия Дедкова (Темкинская школа) решала кейс компании «Ростелеком» и предложила «Ростелеком-карту: мастер-план цифрового развития туризма в Смоленской области».
О выборе будущей профессии задумался Семен Фомченков (Смоленская областная технологическая академия). Он разработал программу «Бот-собеседник», которая может решить проблему сверхзанятости сотрудников службы поддержки.
Матвей Низохин (лицей имени Кирилла и Мефодия) работал над задачей, поставленной ООО «Энергоинновации» (г. Чебоксары»). Под руководством Юрия Синявского в центре поддержки проектной деятельности школьников в области технических наук Смоленского филиала Московского энергетического института было предложено техническое решение преобразования возвратно-поступательного движения элементов гидроустановки «Ныряющее крыло» в электрическую энергию. Директор ООО «Энергоинновации» пригласил автора проекта на контрольные испытания в бассейн в г. Чебоксары.
Матвей Бекишев (средняя школа № 32 имени С.А. Лавочкина) разработал электронное приложение для шахматных клубов и школ. Во время презентации проекта Матвею поступило предложение об апробации приложения в шахматном клубе «IT-Куба».
Илья Иванов (лицей имени Кирилла и Мефодия) и Анастасия Селиверстова (гимназия г. Сафоново Смоленской области) работали над одной темой, предложенной центром психолого-медико-социального сопровождения детей и семей – созданием программы для подбора книг на основе психоэмоционального фона.
Анатолий Мороз (лицей имени Кирилла и Мефодия) поразил всех созданием и историей исследования мемов. Эта тема оказалась крайне сложной, но очень интересной. Автор стал победителем в когнитивном направлении конкурса. Анатолий уже ведет сообщество «Исповедь физмата» в социальной сети «ВКонтакте».
«Величину проблем, поднимаемых «Большими вызовами», трудно переоценить. Они касаются глубин морей и льдов Арктики, терабайтов информационных данных и микроскопических роботов, далёких небесных тел и тайн человеческого мозга. Но самое главное, что конференция дает возможность обычным детям попытаться решить застоялые вопросы, показать новый взгляд, еще не закостенелый в убеждениях и догмах. Мероприятия конференции помогли мне ознакомиться с исследованиями многих других ученых, работающих в данном направлении. Я получил методические рекомендации, дающие возможность оформить материалы так, чтобы их приняли к рассмотрению. В рамках конференции я проводил сбор данных для исторической и статистической составляющей работы, анализировал полученные данные и проводил аналогии между реальностью и абстрактным миром Интернета», – рассказал Анатолий Мороз.
Участники конференции с удовольствием посидели за «Умной партой «ПИФАГОР», которую представили Иван Парфенов и Павел Мансуров (физико-математический лицей при МИФИ).
В направлении «Умный город» Павел Ефимов (лицей имени Кирилла и Мефодия) разработал сервис для оценки мнения жильцов жилого дома Управляющей компании. Инструмент станет основой единой информационной платформы, позволяющей интеллектуально управлять инфраструктурой и имуществом домов. Подобный сервис поможет улучшать качество услуг для населения в любом городе.
Победителем в направлении «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина» стала Ксения Ряполова (лицей имени Кирилла и Мефодия). Она предложила технологию выращивания цыпленка в искусственной оболочке.
В этом году экспертами на конкурсе были научные сотрудники Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Смоленской сельскохозяйственной академии, Смоленского филиала Московского энергетического института, детского центра творчества «IT-Куб», парка-музея «ФОРПОСТ 863», центра молодежного инновационного творчества «ЯВИР», а также представители бизнеса, руководители компании «К III» и производства «Кубератекс». Эксперты высоко оценили представленные разработки школьников.
Работа над проектами не закончится вместе с региональным конкурсом. Их внедрением займется Ассоциация «Смоленский Олимп».