Россия совместно с ОЭСР займется разработкой механизмов оценки результатов профобразования
12.02.2020
Развитие системы профориентации для школьников и студентов обсудили участники IV Международной конференции по управлению качеством образования «Как помочь школьникам с профессиональным самоопределением?», организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Москвы. Участники конференции также поставили вопрос о необходимости разработать современные механизмы оценки результатов профессионального образования. К обсуждению этой темы международные эксперты приступят в мае 2020 года в Москве.
«За последние годы мы разработали качественные исследования для оценки компетенций в учебных дисциплинах: математике, естественных науках, языках. Но мы не уделяем должного внимания измерению профессиональных навыков. Необходимо признать это и разработать современные инструменты оценки как академических, так и профессиональных компетенций учащихся, получающих профессиональное образование», - заявил в ходе конференции директор Департамента образования и навыков ОЭСР Андреас Шляйхер.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов напомнил, что в мае 2020 года в Москве пройдет международный форум, организуемый в рамках проекта ОЭСР «Образование 2030», одной из тем которого станет оценка результатов профессионального образования.
«Мы достигли предварительной договоренности и поддержки ОЭСР в этом направлении. Как раз 18-19 мая мы уже более конкретно и детально обсудим вместе с WorldSkills механизмы реализации этой оценки», - сообщил Сергей Кравцов.
В своем выступлении Андреас Шляйхер рассказал, что, согласно данным международного исследования PISA, менее 40% школьников из стран-участниц исследования вовлечены в профориентационные мероприятия. Между тем, по его словам, профориентация в школе крайне важна, и начинать ее нужно как можно раньше: это помогает учащимся раньше определиться со своим профессиональным будущим, что повышает их мотивацию к учебе.
По данным ОЭСР, учащиеся школ в целом недостаточно осведомлены о новых профессиях, выбирая для себя те, которые появились еще в XIX-XX веках. Кроме того школьники из менее благополучных семей часто связывают свое будущее с профессиями, подверженными высокому риску автоматизации.
«Эффективная профориентация поможет школьникам осознать, на что они способны, и решить, кем они хотят стать. Мы должны помочь им понять, что значит личная эффективность и как стать привлекательным для работодателя, дать возможность получить новые профессиональные контакты, узнать о различных профессиях», - отметил Андреас Шляйхер.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что работу по профориентации в школах следует поднять на качественно новый уровень. Он привел данные национального исследования качества образования по предмету «Обществознание», проведенного Рособрнадзором в 2016 году. Участникам исследования было предложено указать хотя бы две профессии в заданной сфере деятельности, кратко охарактеризовать круг обязанностей представителей этих профессий и назвать два предмета школьной программы, которые необходимо изучать углубленно будущим представителям этих профессий. «В зависимости от сферы деятельности с заданием полностью справились от 5 до 17 процентов участников. Такой результат говорит об отсутствии у школьников системных знаний в данной области», - констатировал Сергей Кравцов.
Он назвал ключевые направления работы в рамках национального проекта «Образование», которые помогут повысить уровень осведомленности школьников о профессиях, а также расширят для них возможности получения личного опыта профессиональной деятельности. Это разработка и реализация мер ранней профориентации для школьников, развитие условий для профилизации в сельских школах и школах малых городов, совершенствование преподавания предметной области «Технология», использование возможностей вузов и высокотехнологичных организаций для профориентации школьников, развитие сети детских технопарков «Кванториум».
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал об опыте столицы по созданию системы профориентации для школьников. Профориентация в Москве начинается с начальной школы путем вовлечения учащихся в различные соревнования и работу кружков. С 5 по 11 класс московские школьники имеют возможность погрузиться в университетскую среду, участвуя в так называемых «университетских субботах». В этой программе задействовано 60 вузов и более 130 тысяч учащихся. Около 35 тысяч старшеклассников обучаются в предпрофессиональных классах (инженерных, медицинских, кадетских, академических, IT-классах). «Сегодня уже половина московских школ включились в эту работу», - сообщил Сергей Собянин. Также в Москве реализуется проект «Школа старшеклассников», в рамках которого для школьников старших классов создается среда, максимально приближенная к университетской. Для московских школьников создано 18 детских технопарков.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал, что ведомством собран большой массив данных с результатами различных оценочных процедур в системе образования. Еще больше он увеличится по итогам проведения исследования качества образования в российских школах по стандартам международного исследования PISA; до 2024 года в этом проекте примут участие школы всех российских регионов. Эти данные необходимо эффективно использовать для повышения качества образования и профориентации школьников. «Необходимо индивидуализированное обучение, современные методики преподавания и хорошо организованный процесс оценки знаний», - заявил Анзор Музаев.
Замруководителя Рособрнадзора отметил, что предложения, высказанные в ходе конференции, зададут вектор для дальнейшего совершенствования системы профориентации школьников.