Cеминар «Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
13.04.2018
12 апреля 2018 года в деревне Прудки Починковского района Смоленской области на базе СОГБОУ «Починковская школа-интернат» прошёл семинар по теме: «Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в рамках реализации резолюции Форума педагогических работников «Инклюзивное образование: пространство равных возможностей» областного августовского совещания «Региональная система образования – матрица возможностей» от 21.08.2017 года, в целях трансляции педагогического опыта.
В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти в сфере образования, руководители, заместители руководителей общеобразовательных организаций 5 районов Смоленской области, руководители интернатных учреждений региона.
Приветствовали гостей семинара воспитанники СОГБОУ «Починковская школа-интернат», СОГБОУ «Краснинская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».
Открыли концерт дети Починковской школы-интерната, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, небольшой музыкально-театрализованной композицией на тему весны и празднования Пасхи. «Весенние заклички» и «Волочебная пасхальная песня» в их исполнении не оставили никого равнодушными. Настоятель церкви д.Шаталово Починковского района о. Сергий (Володченков) освятил куличи, испеченные в школе-интернате, а дети вручили куличи гостям.
Был представлен опыт образовательной реабилитации учреждений коррекционной направленности.
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска представила опыт работы службы сопровождения в образовательной реабилитации обучающихся с нарушением интеллекта. Учитель-логопед представила тетради по обучению грамоте, которые прошли рецензирование на кафедре (издают в типографии СмолГУ), учебные пособия «Альтернативная коммуникация», лэпбук, коммуникативные доски. Педагог-психолог продемонстрировала упражнения, используемые в работе с родителями.
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представила созданную и апробированную модель сетевого взаимодействия, охарактеризовали актуальность модели сетевого взаимодействия «Радость жизни», направленную на социализацию и интеграцию воспитанников с ОВЗ в жизнь.
ОУ взаимодействует с православным центром по оказанию помощи в физическом и духовно-нравственном развитии несовершеннолетней молодежи «Исток», которые активно внедряют в кружковую работу направления по спортивному туризму, спортивным танцам и занятия на скалодроме; с православным клубом «Марфа-Мария», Центром героико-патриотического воспитания «Долг». Поделились опытом волонтерства своего учреждения с центром социального обслуживания г.Вязьмы и Вяземским домом-интернатом для пожилых людей.
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» информировали участников семинара о проведении комплексной работы в образовательном учреждении с помощью здоровьесберегающих технологий.
Образовательная организация активно участвовала в 2017 году в проекте «Доступная среда». В результате участия в проекте была улучшена материально-техническая база школы-интерната: приобретено оборудование для кабинета логопеда, бегущая строка для слабовидящих, тактильные дорожки. Созданы санитарно-гигиенические условия. Приобретены интерактивные доски, ростовые парты, организованы индивидуальные учебные места для слабовидящих детей и детей с ДЦП. Все это способствовало организации образовательной среды в школе-интернате по сохранению здоровья воспитанников и активно использовать в учебном процессе, в т.ч. бинарных уроков (математика и география, СБО и математика и др.).
Поделились опытом участия во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии»: 2015г. – цветоводство, 2017г. - кулинария, столярное дело, растениеводство и ландшафтный дизайн.
В заключении заместитель директора по УР предложила всем участникам семинара поучаствовать в проведении коррекционно-развивающего упражнения с использованием тональных колокольчиков для развития ВПФ (внимания, музыкального слуха, зрительного восприятия). Данные коррекционно-развивающие упражнения активно используют в своей работе педагоги школы.
СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» поделилась опытом работы по профориентации воспитанников с ОВЗ, которая играет ведущую роль во всей системе образования детей данной категории – это способствует профессиональному самоопределению и помогает в адаптации и социализации обучающихся в общество. Увеличили количество профилей по профессионально-трудовому обучению, что позволяет обучающимся приобрести знания и овладеть умениями и навыками по различным видам профессий. Для успешности и самоопределения воспитанников ОУ продлило сроки обучения по трудовому обучению в 10, 11 классах.
СОГБОУ «Починковская школа-интернат» ознакомила гостей семинара с целями, задачами работы вновь организованного ресурсного центра, основными направлениями деятельности. Были названы формы и содержание работы специалистов службы сопровождения детей. Специалистами ресурсного центра уже проводится консультирование и просвещение педагогов, родителей и (или) лиц их заменяющих и других участников образовательного процесса.
Педагогический коллектив СОГБОУ «Починковская школа-интернат» провел для участников семинара обзорную экскурсию по школе-интернату с посещением выставок поделок, творческих работ, рисунков. В фойе школы можно было посмотреть видеоролики о школе.
Участникам семинара специалистами СОГБОУ «Вяземская школа-интерна №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок», СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СОГБОУ «Починковская школа-интернат» обобщен опыт работы по различным направлениям образования детей с ОВЗ даны рекомендации о создании специальных условий в общеобразовательных школах для эффективного и качественного обучения детей.
Целью данных обучающих семинаров было обеспечение преемственности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования.
Задача педагогов - осуществлять индивидуальный подход по отношению к каждому обучающемуся с нарушениями интеллекта, реализация принципа дифференцированного обучения в процессе их обучения, воспитания и развития. Также было отмечено, что образовательную абилитацию детей с ОВЗ необходимо осуществлять по всем направлениям комплексно, а психолого-медико-педагогическое сопровождение тесно связано с трудовой, творческой, психологической, профориентационной, социальной и коррекционной абилитации обучающихся (воспитанников).
При подведении итогов участники семинара отметили практическую ценность представленного опыта специалистами данных образовательных учреждений и возможность использования многих форм работы с детьми общеобразовательной школы.